Мексидол® – бережная забота о здоровье детей

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – расстройство нервной системы, для которого характерны невнимательность, высокая отвлекаемость ребенка, избыточная двигательная активность, импульсивное поведение, проблемы в социальном общении.

Как часто и у кого встречается СДВГ?

СДВГ диагностируется в разных странах приблизительно у 5–15% детей [1, 2]. У мальчиков СДВГ встречается примерно в 3 раза чаще, чем у девочек [3]. Частота встречаемости СДВГ у взрослых варьирует по данным разных исследований и в среднем наблюдается у 4-5% лиц старше 18 лет [4]. Чаще всего учителя или родители замечают признаки СДВГ у ребёнка ещё в дошкольном возрасте, но диагноз, как правило, выставляется в 7–8 лет, когда ребёнок начинает ходить в школу [5].

Причины СДВГ

Доказано, что в формировании заболевания имеют значение биологические факторы, которые обусловлены генетическими причинами (наследственный характер СДВГ подтвержден более, чем у 50% пациентов) [6, 7]. Генетически обусловлены биохимические механизмы, которые связаны с нарушением функции нейромедиаторных систем головного мозга – дисбалансом обмена катехоламинов (норадреналина, дофамина и серотонина). Поскольку катехоламины легко окисляются, нарушение их обмена при СДВГ сопровождается образованием свободных радикалов. Таким образом, развивается оксидантный стресс, продукты которого оказывают токсическое действие на мозговые клетки, что, в свою очередь, приводит к СДВГ [8, 9, 10]. Также имеют значение нейропсихологические особенности (замедленное формирование исполнительских функций и созревание префронтальной коры). В развитии СДВГ играют роль и органические факторы, например, трудное протекание беременности и родов у матери, хроническая гипоксия плода, недоношенность, внутриутробная инфекция и т.д. В формировании СДВГ важную, но не ключевую роль играют социально-психологические факторы (низкое социальное положение семьи, тяжелые разногласия внутри семьи, алкоголизм у родителей), загрязнение окружающей среды (микроэлементы тяжелых металлов, например, свинец, могут вызывать расстройства поведения у детей), несбалансированное питание [7].

Клинические формы СДВГ

Согласно принятой современной классификации выделяют три типа СДВГ: преимущественно невнимательный, который встречается в 20-30% случаев (чаще выявляется у подростков), преимущественно гиперактивный/импульсивный (15% случаев, чаще определяется у детей дошкольного возраста), смешанный (наиболее частая форма 50-75%, имеются все группы симптомов) [1,11].

Симптомы СДВГ

Как правило, у детей смешанный вариант СДВГ начинает проявляться уже в возрасте 3–4 лет. Дети легко возбуждаются, проявляют нетерпение (стараются как можно быстрее получить желаемое, перебивают окружающих взрослых или детей), заигрываются, из-за импульсивного поведения возможно травмирование себя или окружающих. В ряде случаев дети при данной форме СДВГ не могут признать поражение в игре и излишне эмоционально и даже агрессивно реагируют. После эмоционального выплеска у детей наступает переутомление, которое проявляется плаксивостью и капризностью, но на фоне этого могут быть проблемы с засыпанием. Такое состояние родители чаще всего характеризуют как «перегулял». У детей с СДВГ постоянно возникают трудности в учебе. На первый план выходят такие признаки СДВГ как неусидчивость, неспособность сконцентрироваться на полученных заданиях и довести их решение до конца. У детей отмечается повышенные забывчивость и рассеянность. Например, ребенок может бежать с какой-то целью в процессе игры, но почти сразу может отвлечься на что-то по пути, и его внимание переключается. У детей с СДВГ могут быть проблемы в освоении навыков чтения и счета, поскольку такие занятия им быстро надоедают, и их внимание переключается на другие вещи. Таким образом, ключевыми симптомами СДВГ являются невнимательность или дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность [5]. Невнимательность становится заметна, когда ребенок сталкивается с задачами, требующими тщательного изучения задания, быстрой реакции, восприятия визуальной и вербальной информации, концентрации внимания. Импульсивность проявляется в виде поспешных действий, которые могут привести к нежелательным результатам (например, дети, перебегающие без оглядки проезжую часть). Гиперактивность у ребенка определяется излишней двигательной активностью. Дети младшего возраста могут проявлять проблемы с усидчивостью на уроках в школе. Гиперактивный ребенок не может сосредоточится как во время занятий, так и на досуге, например, при чтении или просмотре фильмов. В целом СДВГ у детей не сказывается на интеллекте ребенка, но сильно затрудняет учебный процесс, мешает быть дисциплинированным и выполнять требования педагога.

Кто ставит диагноз СДВГ?

Если ребенок очень активный или капризный, то это не значит, что у него СДВГ. Диагноз СДВГ может быть установлен только врачами-специалистами, которые ориентируются на современные подходы к диагностике этого заболевания [5].

Диагностика СДВГ

Существуют общие диагностические критерии или признаки СДВГ: раннее начало (до 7 лет), длительность (не менее 6 месяцев), нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность должны наблюдаться более, чем в одной ситуации [11]. Диагноз СДВГ, согласно критериям Международной классификации болезней 10-го пересмотра, может быть установлен в случае наличия не менее 6 из перечисленных ниже симптомов невнимательности, 3 симптомов гиперактивности и 1 симптома импульсивности [5].

Симптомы невнимательности:

  • Ребенок не может зафиксировать внимание на деталях, допускает много ошибок.
  • С трудом удерживает внимание при выполнении заданий в школе.
  • Не слушает обращенную к нему речь.
  • Не способен придерживаться инструкций, доводить дело до конца.
  • Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
  • Избегает выполнения дел, требующих длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается.
  • Проявляет забывчивость.

Симптомы гиперактивности:

  • Ребенок постоянно крутится, вертится.
  • Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
  • Характерна чрезмерная и бесцельная двигательная активность.
  • Не может тихо, спокойно играть.
  • Находится в постоянном движении.
  • Отличается болтливостью.

Симптомы импульсивности:

  • Ребенок отвечает на вопросы, не задумываясь.
  • Не может дожидаться своей очереди.
  • Мешает другим людям, перебивает их.

Прогноз СДВГ:

Прогноз СДВГ в целом относительно благоприятен. По мере роста ребенка нейромедиаторный дисбаланс в системе мозга полностью или частично компенсируется, и выраженность многих симптомов СДВГ уменьшается к подростковому возрасту. Тем не менее, клиническая картина СДВГ (избыточная импульсивность, раздражительность, забывчивость, непоседливость, нетерпеливость и частые смены настроения) могут наблюдаться и у взрослых. Неблагоприятный прогноз заболевания может иметь место в случае сочетания СДВГ с другими психическими заболеваниями, отягощенного психиатрического анамнеза у матери, а также симптомами импульсивности у самого больного. Абсолютным условием успешной социальной адаптации детей с СДВГ является взаимодействие специалистов разного профиля, школы и семьи [5].

Как лечить СДВГ?

Лечение СДВГ должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей больного СДВГ, предполагаемой ключевой причины заболевания, всех звеньев патогенеза, клинической картины заболевания, наличия коморбидных заболеваний. Основная цель лечения заключается в устранении или значительном снижении выраженности симптомов СДВГ, что необходимо для повышения уровня качества жизни и адаптации ребенка в социуме. Наиболее эффективным подходом к лечению СДВГ на сегодняшний день считается сочетание лекарственной терапии с семейной психотерапией, поведенческой терапией, психолого-педагогической коррекцией [7,12].

В качестве лекарственных средств в терапии СДВГ в Российской Федерации (РФ) применяются атомоксетин, ноотропные препараты различных групп (производные пирролидона, гамма-аминомасляной кислоты, нейропептиды и их аналоги, многокомпонентные лекарственные средства). При выраженной гиперактивности и сопутствующих расстройствах поведения могут назначаться нейролептики [5,13]. Поскольку важную роль в развитии СДВГ имеет оксидантный стресс, возникающий вследствие нарушения обмена нейромедиаторов, перспективно применение препаратов, действие которых направлено на снижение оксидантного стресса и защиту клеток мозга от свободных радикалов [14].

Мексидол® — оригинальный российский антиоксидант и антигипоксант прямого энергизирующего действия с широким спектром фармакологических эффектов. Мексидол® состоит из двух связанных и функционально значимых соединений: 2-этил-6-метил-3-гидроксипиридина и сукцината, сочетание которых обусловливает его мультимодальные свойства. Основные эффекты Мексидола — антиоксидантный, антигипоксантный, и мембраностабилизирующий. Основные эффекты Мексидола — антиоксидантный, антигипоксантный, и мембраностабилизирующий. Благодаря данному сочетанию препарат обладает широким спектром мультимодальных свойств, такими как: ноотропный, анксирлитический, антиамнестический, противотревожный и другие клинические эффекты. Мексидол® имеет высокий профиль безопасности и практически не оказывает побочных эффектов [15,16]. Мексидол® — современный нейрометаболический препарат, который находит широкое применение в педиатрической практике [17]. Проведенное многоцентровое двойное слепое, рандомизированное, плацебо-контролируемое в трёх параллельных группах клиническое исследование препарата Мексидол® в лечении СДВГ у детей в возрасте от 6 до 12 лет (МЕГА) показало преимущество схемы лечения Мексидол таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 125 мг 2 раза в день, перед схемой Мексидол таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 125 мг 1 раз в день при оценке основного и большинства вторичных критериев эффективности.

Достоверная клиническая эффективность была продемонстрирована по:

  • сумма общего балла по субшкалам «невнимательность», «гиперактивность/импульсивность» шкалы SNAP-IV по сравнению с исходным уровнем снизилась на 29%;
  • снижение показателей по шкале SNAP-IV по сравнению с исходным уровнем по субшкалам «невнимательность» составило 26,3%, «гиперактивность/импульсивность» — 33,3%, по индексу Коннерса 33,3%;
  • среднее изменение по сравнению с исходными уровнями общей оценки симптомов СДВГ по шкале ADHD Rating Scale-IV составило минус 30,4%;
  • согласно оценке по шкале общего клинического впечатления степени тяжести СДВГ (The Clinical Global Impressions-ADHD-Severity CGI-ADHD-S) 52,3% пациентов с СДВГ перешли в группу легкого течения;
  • согласно оценке по шкале общего клинического впечатления (The Clinical Global Impressions Scale — Improvement, CGI-I) — улучшение или значительное улучшение было отмечено у 52,2% пациентов;

Так же был продемонстрирован высокий профиль безопасности применения и хорошая переносимость препарата Мексидол®.

  • По результатам клинического исследования применения Мексидола при СДВГ было установлено, что на фоне применения препарата Мексидол® через 6 недель терапии был получен сопоставимый характер профилей безопасности исследуемых режимов дозирования препарата Мексидол® и плацебо.

Эффективная схема терапии препаратом Мексидол® при СДВГ – по 1 таблетке 125 мг 2 раза в день в течение 1,5 месяцев [17, 18]. Стоимость 1,5 месячного курса препарата Мексидол® при приеме по 1 таблетке 125 мг 2 раза в день, составляет менее 900 рублей по данным https://apteka.ru.

Клинический опыт применения Мексидола при СДВГ:

  1. Результаты многоцентрового двойного слепого рандомизированного плацебо-контролируемого клинического исследования по оценке эффективности и безопасности препарата Мексидол в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (МЕГА) Заваденко Н.Н. Journal of Neurology and Psychiatry, 2022, vol. 122, no. 4
  2. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Заваденко А.Н. Возможности применения Мексидола в нейропедиатрии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023; 123(9 вып. 2):1–8.

Список литературы

  1. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th edition (DSM–V). American Psychiatric Association. — Washington. — 2013. — 947 p.
  2. Wolraich ML, Hagan JF, Allan C, et al. AAP Subcommittee on Children and Adolescents with Attention-Deficit/Hyperactive Disorder. Clinical Practice Guideline for the Diagnosis, Evaluation, and Treatment of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Children and Adolescents. Pediatrics. 2019;144(4): e20192528. https://doi.org/10.1542/peds.2019‑2528
  3. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: современные принципы диагностики и лечения // Ж. Вопросы современной педиатрии. — 2014. –т.13, №4. — С. 48-53.; Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. Распространенность, факторы риска, профилактика. М: РАРОГЬ. — 1997. – 200 с.
  4. Нуреев И.Т., Циркин В.И., Злоказова М.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых, его диагностика и влияние на успешность образовательной деятельности студентов (обзор литературы) // Вятский медицинский вестник. 2012. №1.
  5. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России. Гиперкинетические расстройства (СДВГ). Под ред. Корень Е.В., Куприянова Т.А. 2015.
  6. Faraone S.V, Perlis R.H, Doyle A.E et al (2005). Molecular genetics of attention-deficit/hyperactivity disorder // Biological Psychiatryю – 2005 — № 57. – P. 1313-1323.
  7. Gillberg Christopher. ADHD and Its Many Associated Problems. — Oxford University Press. – 2014. – 304 p.
  8. Alvarez-Arellano L, González-García N, Salazar-García M, Corona JC. Antioxidants as a Potential Target against Inflammation and Oxidative Stress in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder. Antioxidants. 2020; 9:176. https://doi.org/10.3390/antiox9020176.
  9. Corona JC. Role of Oxidative Stress and Neuroinflammation in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder. Antioxid Basel Switz. 2020; 9: E1039. https://doi.org/10.3390/antiox9111039
  10. Robberecht H, Verlaet AAJ, Breynaert A, et al. Copper and Selenium Status in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD). Mol Basel Switz. 2020;25: E4440. https://doi.org/10.3390/molecules25194440
  11. Международная классификация болезней (10-й пересмотр): Классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике: Пер. на рус. яз. / Под ред. Ю.Л.
  12. Fabiano GA, Pelham WE, Coles EK et al. A meta-analysis of behavioral treatments for attention-deficit/hyperactivity disorder //Clinical Psychology Review. — 2009. — № 29. – P. 129-140.
  13. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Юрайт; 2019. Zavadenko NN. Hyperactivity and deficiency of attention at children’s age. M.: Jurite; 2019. (In Russ.).
  14. Curpan AS, Luca A-C, Ciobica A. Potential Novel Therapies for Neurodevelopmental Diseases Targeting Oxidative Stress. Oxid Med Cell Longev. 2021; 2021:6640206. https://doi.org/10.1155/2021/6640206
  15. Федин А.И., Захаров В.В., Танашян М.М. и др. Результаты международного многоцентрового рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого исследования оценки эффективности и безопасности последовательной терапии пациентов с хронической ишемией мозга препаратами Мексидол и Мексидол ФОРТЕ 250 (исследование МЕМО). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(11):7‑16. https://doi.org/10.17116/jnevro20211211117
  16. Щулькин А.В. Современные представления об антигипоксическом и антиоксидантном эффектах мексидола. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(12, вып. 2):87‑93. https://doi.org/10.17116/jnevro201811812287
  17. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Заваденко А.Н. Возможности применения Мексидола в нейропедиатрии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023; 123(9 вып. 2):1–8.
  18. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Батышева Т.Т., Быкова О.В., Платонова А.Н., Гайнетдинова Д.Д., Левитина Е.В., Машин В.В., Вакула И.Н., Максимова Н.Е. Результаты многоцентрового двойного слепого рандомизированного плацебо-контролируемого клинического исследования по оценке эффективности и безопасности препарата Мексидол в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (МЕГА). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022; 122(4):75–86. https://doi.org/10.17116/jnevro202212204175

 

ИНФОРМАЦИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ НЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ЗАМЕНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ ВРАЧА