Мексидол®
при синдроме
дефицита внимания
и гиперактивности



Препарат Мексидол® при синдроме дефицита внимания и гиперактивности показал высокую эффективность и безопасность (практически не оказывает побочных эффектов). Благодаря этому Мексидол® при СДВГ имеет широкое применение в педиатрии.

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — расстройство нервной системы, которое влияет на поведение, концентрацию и обучение детей. Дети с СДВГ отличаются невнимательностью, высокой отвлекаемостью, избыточной двигательной активностью, импульсивным поведением, проблемами в общении.

Как часто и у кого встречается СДВГ?

СДВГ диагностируется приблизительно у 5–15 % детей [1, 2]. У мальчиков синдром встречается примерно в 3 раза чаще, чем у девочек [3]. Взрослые люди страдают синдромом реже. После 18 лет частота встречаемости колеблется в районе 4–5 % [4]. Чаще всего диагноз выставляется, когда ребенок начинает ходить в школу [5]. Однако признаки СДВГ обычно заметны еще в дошкольном возрасте.

Причины СДВГ

1. СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству. Этот факт подтвержден более чем у 50 % пациентов [6, 7]. Генетическую зависимость имеют биохимические механизмы, связанные с нарушением функции нейромедиаторных систем головного мозга. Дисбаланс обмена катехоламинов (норадреналина, дофамина и серотонина) и их окисление приводит к образованию свободных радикалов [8–10]. Таким образом, развивается окислительный стресс, продукты которого оказывают негативное действие на мозговые клетки. Это и является причиной СДВГ. Также имеют значение нейропсихологические особенности: замедленное формирование исполнительских функций, созревание префронтальной коры.

2. Органические факторы. Сложное протекание беременности и родов у матери, хроническая гипоксия плода, недоношенность, внутриутробная инфекция и другие факторы могут стать причиной СДВГ.


3. Социально-психологические факторы. Им отводится важная, но не ключевая роль в формировании СДВГ. Низкое социальное положение или тяжелые разногласия внутри семьи, алкоголизм у родителей, несбалансированное питание ребенка, а также загрязнение окружающей среды микроэлементами тяжелых металлов, например, свинца, могут вызывать расстройства поведения у детей [7].

Клинические формы СДВГ

Современная классификация выделяет три типа СДВГ:

  • 1

    преимущественно невнимательный
    20–30% случаев, чаще выявляется
    у подростков;

  • 2

    преимущественно гиперактивный/импульсивный
    15% случаев, чаще определяется
    у детей дошкольного возраста;

  • 3

    смешанный
    50–75% (наиболее частая форма), имеются все группы симптомов [1,11].

Симптомы СДВГ

Чаще всего смешанный вариант СДВГ у детей начинает проявляться уже в возрасте 3–4 лет. Ребенок легко возбуждается, заигрывается, может проявлять нетерпение (пытается как можно быстрее получить желаемое, перебивает окружающих). Из-за импульсивного поведения ребенок может травмировать себя или других людей. Зачастую при данной форме СДВГ дети не могут признать поражение в игре и излишне эмоционально или даже агрессивно реагируют.
За эмоциональным выплеском следует переутомление, которое проявляется плаксивостью и капризностью, на этом фоне возможны проблемы с засыпанием. Такое состояние родители чаще всего характеризуют как «перегулял».
У детей с СДВГ постоянно возникают трудности в учебе. Прежде всего обучению мешают неусидчивость, неспособность сконцентрироваться на полученных заданиях и довести их решение до конца. Ребенок страдает забывчивостью и рассеянностью. Например, он может бежать с какой-то целью в процессе игры, но отвлечься на что-то по пути. Внимание ребенка быстро переключается. Это особенно мешает в освоении навыков чтения и счета. Такие занятия им быстро надоедают, и их внимание переходит на другие вещи.

Таким образом, ключевыми симптомами СДВГ являются невнимательность или дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность [5]. Невнимательность становится заметна, когда ребенок сталкивается с задачами, требующими тщательного изучения задания, быстрой реакции, восприятия визуальной и вербальной информации, концентрации внимания. Импульсивность проявляется в виде поспешных действий, которые могут привести к нежелательным результатам (например, дети, перебегающие без оглядки проезжую часть). Гиперактивность определяется излишней двигательной активностью и создает проблемы с усидчивостью как во время занятий, так и в часы досуга, например, при чтении или просмотре фильмов. 
 СДВГ не сказывается на интеллекте ребенка, но сильно затрудняет учебный процесс, мешает быть дисциплинированным и выполнять требования педагога.

Кто ставит диагноз
СДВГ?

Активность или капризность ребенка — еще не признак СДВГ. Точный диагноз могут поставить только врачи, которые ориентируются на современные подходы к диагностике этого заболевания [5].

Диагностика СДВГ

Для постановки диагноза существуют особые критерии. Они учитывают возраст пациента, симптоматику и ее продолжительность. Симптомы должны наблюдаться не менее 6 месяцев, иметь ранний возраст проявлений — до 7 лет, распространяться на все сферы жизни.
Диагноз СДВГ, согласно критериям Международной классификации болезней 10-го пересмотра, может быть установлен в случае наличия не менее 6 из перечисленных ниже симптомов невнимательности, 3 симптомов гиперактивности и 1 симптома импульсивности [5].

Симптомы невнимательности:

  • Ребенок не способен фиксировать внимание на деталях, допускает много ошибок.
  • Ему сложно удерживать внимание при выполнении школьных заданий
    или во время игр.
  • Не слушает обращенную к нему речь.
  • Не может следовать инструкциям и доводить дело до конца.
  • Не может сам спланировать и выполнить задания.
  • Избегает выполнения дел, требующих длительного умственного напряжения.
  • Часто теряет свои вещи.
  • Легко отвлекается.
  • Проявляет забывчивость.

Симптомы гиперактивности:

  • У ребенка наблюдаются беспокойные движения, он постоянно крутится и вертится.
  • Не может усидеть на месте, когда этого требуют правила.
  • Ребенок проявляет чрезмерную и бесцельную двигательную активность в неприемлемых ситуациях.
  • Не может тихо и спокойно играть.
  • Находится в постоянном движении.
  • Отличается болтливостью.

Симптомы импульсивности:

  • Ребенок не задумываясь отвечает на вопросы.
  • Не может дождаться своей очереди.
  • Мешает окружающим и вмешивается в разговоры и игры.

Прогноз СДВГ:

В большинстве случаев СДВГ имеет благоприятный прогноз. В процессе взросления ребенка нейромедиаторный дисбаланс в системе мозга полностью или частично компенсируется. Это позволяет снизить выраженность многих симптомов синдрома к подростковому возрасту. Однако клиническая картина СДВГ может наблюдаться и у взрослых. Неблагоприятный прогноз СДВГ может иметь в случае сочетания синдрома с другими психическими заболеваниями. Условием успешной социальной адаптации детей с СДВГ является взаимодействие специалистов разного профиля, школы и семьи [5].

Как лечить СДВГ?

Лечение СДВГ должно быть комплексом мер, которые учитывают индивидуальные особенности ребенка. В расчет берется ключевая причина заболевания, звенья патогенеза, клиническая картина, наличие коморбидных заболеваний. Важнейшая цель лечения заключается в устранении или снижении выраженности симптомов болезни. Это необходимо для повышения качества жизни и адаптации ребенка в социуме. Наиболее эффективным методом лечения СДВГ на сегодняшний день считается сочетание лекарственной и поведенческой терапии с семейной психотерапией и психолого-педагогической коррекцией [7, 12]. В качестве медикаментозного лечения в терапии СДВГ в Российской Федерации применяются атомоксетин, ноотропные препараты различных групп (производные пирролидона, гамма-аминомасляной кислоты, нейропептиды, многокомпонентные лекарственные средства).
При выраженной гиперактивности и сопутствующих расстройствах поведения могут назначаться нейролептики [5, 13]. Перспективно сказывается применение препаратов, направленных на снижение окислительного стресса и защиту клеток мозга от свободных радикалов [14].

Мексидол® — оригинальный российский антиоксидант и антигипоксант прямого энергизирующего действия с широким спектром фармакологических эффектов. Мексидол® состоит из двух связанных и функционально значимых соединений: 2-этил-6-метил-3-гидроксипиридина и сукцината, сочетание которых обусловливает его мультимодальные свойства. Мексидол® при синдроме дефицита внимания и гиперактивности проявляет антиоксидантный, антигипоксантный, и мембраностабилизирующий эффекты. Благодаря данному сочетанию препарат обладает широким спектром мультимодальных свойств, такими как ноотропный, антиамнестический, противотревожный и другие клинические эффекты. Мексидол® имеет высокий профиль безопасности и практически не оказывает побочных эффектов [15, 16]. Мексидол® — современный нейрометаболический препарат, который находит широкое применение в педиатрической практике [17]. Проведенное многоцентровое двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое в трёх параллельных группах клиническое исследование препарата Мексидол® в лечении СДВГ у детей в возрасте от 6 до 12 лет

показало преимущество препарата над плацебо при оценке основного и большинства вторичных критериев эффективности и большую эффективность схемы лечения Мексидол® таблетки, покрытые пленочной оболочкой, 125 мг 2 раза в день перед схемой 125 мг 1 раз в день.

Достоверная клиническая эффективность была продемонстрирована по:

  • сумме общего балла по шкалам SNAP-IV «невнимательность», «гиперактивность/импульсивность». По сравнению с исходным уровнем показатель снизился на 29 %;
  • cнижению показателей по шкалам SNAP-IV по сравнению с исходным уровнем: «невнимательность» — 26,3 %, «гиперактивность/импульсивность» — 33,3 %, по индексу Коннерса 33,3 %;
  • среднему изменению общей оценки симптомов СДВГ по шкале ADHD Rating Scale-IV. По сравнению с исходным уровнем изменение составило 30,4 %;
  • оценке по шкале общего клинического впечатления степени тяжести СДВГ (The Clinical Global Impressions-ADHD-Severity CGI-ADHD-S) — 52,3 % пациентов с СДВГ перешли в группу легкого течения;
  • оценке по шкале общего клинического впечатления (The Clinical Global Impressions Scale — Improvement, CGI-I) — улучшение или значительное улучшение было отмечено у 52,2 % пациентов.

Также был продемонстрирован высокий профиль безопасности применения и хорошая переносимость препарата Мексидол®

По результатам клинического исследования применения Мексидола® при синдроме дефицита внимания и гиперактивности было установлено, что на фоне применения препарата Мексидол® через 6 недель терапии был получен сопоставимый характер профилей безопасности исследуемых режимов дозирования препарата Мексидол® и плацебо.

Эффективная схема терапии препаратом Мексидол® при СДВГ — по 1 таблетке 125 мг 2 раза в день в течение 1,5 месяцев [17, 18]. Стоимость 1,5-месячного курса препарата Мексидол® при приеме по 1 таблетке 125 мг 2 раза в день составляет менее 900 рублей, по данным https://apteka.ru.

Блок статей по этой теме

Результаты многоцентрового двойного слепого рандомизированного плацебо-контролируемого клинического исследования по оценке эффективности и безопасности препарата Мексидол в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (МЕГА)
Течение школьной адаптации у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью на фоне применения Мексидола

Авторы:
И.С. ПОТАПОВА, Н.В. ХРОМИНА, М.В. ПРОТОПОПОВА

Возможности применения Мексидола в нейропедиатрии

Авторы:
Н.Н. ЗАВАДЕНКО, Н.Ю. СУВОРИНОВА, А.Н. ЗАВАДЕНКО

ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

Опыт применения препарата Мексидол® у детей и подростков с психическими расстройствами

Авторы:
Ю.Ш. ВАСЯНИНА

Применение препарата Мексидол® в детской неврологической практике

Авторы:
Г.Р. ХАМИТОВА

Применение Мексидола при коррекции синдрома вегетативных дизрегуляций как последствий перинатальных поражений ЦНС

Авторы:
М.А. ОКУНЕВА

Воспроизведенные препараты: соотношение польза/риск

Авторы:
Е.А. УШКАЛОВА1, С.К. ЗЫРЯНОВ1,2, И.А. ГОПИЕНКО1
1ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва;
2ГБУЗ г. Москвы «Городская клиническая больница № 24 Департамента здравоохранения города Москвы», Москва

Оригинальные и воспроизведенные лекарственные препараты: что нужно знать клиницисту?

Автор:
А.В. ЩУЛЬКИН, А.А. ФИЛИМОНОВА
ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет» Минздрава России, Рязань, Россия

Список литературы

  1. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 5th edition (DSM–V). American Psychiatric Association. — Washington. — 2013. — 947 p.
  2. Wolraich ML, Hagan JF, Allan C, et al. AAP Subcommittee on Children and Adolescents with Attention-Deficit/Hyperactive Disorder. Clinical Practice Guideline for the Diagnosis, Evaluation, and Treatment of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder in Children and Adolescents. Pediatrics. 2019;144(4): e20192528.
  3. Заваденко Н.Н. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: современные принципы диагностики и лечения // Ж. Вопросы современной педиатрии. — 2014. –т.13, №4. — С. 48-53
  4. Нуреев И.Т., Циркин В.И., Злоказова М.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых, его диагностика и влияние на успешность образовательной деятельности студентов (обзор литературы) // Вятский медицинский вестник. 2012. №1.
  5. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России. Гиперкинетические расстройства (СДВГ). Под ред. Корень Е.В., Куприянова Т.А. 2015.
  6. Faraone S.V, Perlis R.H, Doyle A.E et al (2005). Molecular genetics of attention-deficit/hyperactivity disorder // Biological Psychiatryю – 2005 — № 57. – P. 1313-1323.
  7. Gillberg Christopher. ADHD and Its Many Associated Problems. — Oxford University Press.– 2014. – 304 p.
  8. Alvarez-Arellano L, González-García N, Salazar-García M, Corona JC. Antioxidants as a Potential Target against Inflammation and Oxidative Stress in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder. Antioxidants. 2020; 9:176.
  9. Corona JC. Role of Oxidative Stress and Neuroinflammation in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder. Antioxid Basel Switz. 2020; 9: E1039.
  10. Robberecht H, Verlaet AAJ, Breynaert A, et al. Copper and Selenium Status in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD). Mol Basel Switz. 2020;25: E4440.
  11. Международная классификация болезней (10-й пересмотр): Классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике: Пер. на рус. яз. / Под ред. Ю.Л.
  12. Fabiano GA, Pelham WE, Coles EK et al. A meta-analysis of behavioral treatments for attention-deficit/hyperactivity disorder //Clinical Psychology Review. — 2009. — № 29. – P. 129-140.
  13. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Юрайт; 2019. Zavadenko NN. Hyperactivity and deficiency of attention at children’s age. M.: Jurite; 2019. (In Russ.).
  14. Curpan AS, Luca A-C, Ciobica A. Potential Novel Therapies for Neurodevelopmental Diseases Targeting Oxidative Stress. Oxid Med Cell Longev. 2021; 2021:6640206.
  15. Федин А.И., Захаров В.В., Танашян М.М. и др. Результаты международного многоцентрового рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого исследования оценки эффективности и безопасности последовательной терапии пациентов с хронической ишемией мозга препаратами Мексидол и Мексидол ФОРТЕ 250 (исследование МЕМО). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2021;121(11):7‑16
  16. Щулькин А.В. Современные представления об антигипоксическом и антиоксидантном эффектах мексидола. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(12, вып. 2):87‑93.
  17. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Заваденко А.Н. Возможности применения Мексидола в нейропедиатрии. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023; 123(9 вып. 2):1–8.
  18. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Батышева Т.Т., Быкова О.В., Платонова А.Н., Гайнетдинова Д.Д., Левитина Е.В., Машин В.В., Вакула И.Н., Максимова Н.Е. Результаты многоцентрового двойного слепого рандомизированного плацебо-контролируемого клинического исследования по оценке эффективности и безопасности препарата Мексидол в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей (МЕГА). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2022; 122(4):75–86.

ИНФОРМАЦИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ НЕ МОЖЕТ СЛУЖИТЬ ЗАМЕНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ ВРАЧА.

Источник фото и изображений shutterstock.com